Мибанк

«Московский Ипотечный Банк» предлагает весь комплекс финансовых услуг для юридических лиц и населения.

Почему дороги плохие: "Укравтодор" готовится к выплате огромных процентов

Но и этого уже недостаточно: для выполнения своих обязательств по прежним долгам придется снова прибегать к заемным средствам.

В такой ситуации выход может быть только один: переходить от строительства дорог за кредитные средства к практике привлечения инвесторов на условиях рефинансирования собственных долгов. Скорее наоборот — как и прогнозировали эксперты еще пару лет назад, это кольцо сжимается вокруг дорожной службы все плотнее. На выплату процентов по взятым ранее кредитам из спецфонда госбюджета в этом году будет направлено 8,4 млрд грн из 13,65 млрд, выделенных в целом "Укравтодору".

Таким образом, уже несколько лет подряд сохраняется ситуация, при которой доля выплат процентов по кредитам "Укравтодора" превышает 50% его бюджета. Так, из 13,5 млрд, выделенных на 2011 год, Бориса Колесникова, который уверял, что стоимость строительства 1 км дорог составляет 5 млн долларов, то даже в лучшем случае на эти средства можно построить лишь 125 км магистралей. Что составляет менее 0,1% протяженности существующей дорожной сети.

Портфель растет как на дрожжах

Но даже эти скромные статьи из года в год все активнее вытесняются той, которая уже несколько лет как стала основной в финансовом плане "Укравтодора": выплаты процентов по ранее взятым кредитам. Что логично, поскольку растет совокупный долг Госагентства перед банками. Если в начале 2010 года он составлял 16 млрд грн, то на начало 2011-го уже достиг 19,8 млрд. Точных данных о том, с какой суммой долга "Укравтодор" вошел в 2013 год, нет: в агентстве пока не ответили на запрос о предоставлении такой информации. Однако можно вспомнить, что в мае 2011 года ведомство подписало договор о получении второго транша кредита от Европейского инвестиционного банка на сумму 450 млн евро (первый транш был одобрен в ноябре 2010). В том же году ожидалось и получение кредита на 450 млн долларов от Всемирного банка, переговоры о чем стороны вели еще с 2009 года (изначально шла речь о 600 млн долларов).

Очевидно, они были непростыми, поскольку дойти до стадии реального кредитного соглашения переговоры смогли только недавно. О его подписании было объявлено в начале октября прошлого года. Таким образом, за последние два года кредитный портфель "Укравтодора" вырос как минимум на 10 млрд грн и составляет на сегодня не менее 30 млрд грн. При этом все кредиты, выдаваемые международными финансовыми организациями — такими, как ЕИБ, облигации на сумму 14 млрд грн. При этом "Укравтодор" одновременно отменил несколько тендеров среди банков на предоставления кредитов на общую сумму 15 млрд грн. Как объяснили в отделе методологии и организации тендеров и договорной работы ведомства, потребность в кредитах отпала, поскольку правительство установило иной инструмент привлечения капитала.

"Почему так — мы не располагаем информацией. Могу лишь сказать, что сроки привлечения средств путем выпуска облигаций будут гораздо более сжатыми, чем если бы мы брали кредиты", — сказал представитель департамента.

В постановлении Кабмина установлено, что облигации с номинальной процентной ставкой 16,3% годовых будут выпускаться семью сериями по 2 млрд грн, с ежеквартальными процентными выплатами и сроком погашения до конца 2019 года.

В "Укравтодоре" уточнили, что облигации будут выпускаться под госгарантии, а потому для их выпуска еще необходимо постановление Кабмина, которое определит порядок использования и максимальный объем гарантированных "Укравтодору" средств на этот год. Причем далеко не факт, что эти суммы будут соответствовать тем, что заложены в госбюджете или утверждены постановлением Кабмина (о выпуске облигаций). В прошлом году, к примеру, эта цифра менялась трижды — сначала она составила 5,9 млрд грн, потом была сокращена до 4,3 млрд, а в конце года увеличена до 17,4 млрд.

Если учесть, что бюджет "Укравтодора" состоит не только из тех средств, которые предусмотрены для него в спецфонде госбюджета, но и из заемных капиталов, то масштаб системы рефинансирования долгов оказывается еще большим. Частично заемные средства идут непосредственно на строительство и ремонт дорог. При текущем объеме работ — это около 8 млрд грн в год. Из них 5 млрд поступает из казны, остальное добирается из банковских кредитов. Все, что сверх этой суммы, "Укравтодор" берет в долг лишь для того, чтобы снова кому-то отдать.

Кредитные программы