Мибанк

«Московский Ипотечный Банк» предлагает весь комплекс финансовых услуг для юридических лиц и населения.

Трижды воскресшее Минпромполитики

Министерство промышленной политики решил возродить лично Виктор Янукович.Президент еще не определился с кандидатурой министра, но рассказал, чтоведомство должно заниматься поддержкой металлургов в тяжелый дляотрасли момент. Как выяснил «Эксперт», поддержки министерства жаждут нетолько металлурги, то есть на сугубо рыночные механизмы крупный бизнесне надеется.

Министерство переходного периода

История украинского Минпрома начинается в1991-м, когда перед властями молодого государства встала задачауправлять предприятиями, вырванными из единой «советской шинели». Ведьзначительная часть заводов и фабрик до независимости Украины находилась вуправлении союзных структур. Вначале было решено создать единыйГосударственный комитет тяжелой промышленности, однако отраслевойпринцип показался более эффективным. «В результате были созданыГосударственный комитет Украины по металлургии в Днепропетровске, кудаменя пригласили работать главным ферросплавщиком, а также Госкомитет похимии, Госкомлегпром и другие аналогичные структуры», — вспоминает Сергей Грищенко, работавший заместителем министра промышленной политики в 1995–2003, 2005, 2007–2010 годах.

Однако власть быстро пришла кнеобходимости создания нескольких министерств, как это было в СоветскомСоюзе. В конце февраля 1992 года на базе госкомитетов по металлургии ихимии было создано Министерство промышленности, которое возглавил Виктор Гладуш.А оборонные и машиностроительные предприятия объединили в Министерствомашиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии во главе с Виктором Антоновым.Первоочередной задачей был перевод промышленных предприятий из союзнойсобственности в собственность Украины. Минпром также пытался формироватьновые производственно-экономические балансы и хозяйственные связи.

Виктор Янукович решил, что Минпромполитики прежде всего нужно для поддержки металлургов

В 1993 году под крыло Минпрома перешладеревообрабатывающая промышленность, в 1995-м — легкая, а также вновьсоздаваемая отрасль по добыче и переработке золота. В 1997 году путемобъединения Минпрома и Минмашпрома, ВПК и конверсии было создано единоеМинистерство промышленной политики, руководителем которого президент Леонид Кучма назначил Василия Гуреева.

Впрочем, после кризиса 1998-го былорешено, что промышленное министерство — рудимент, и в рамкахадминистративной реформы Кучмы—Ющенко оно было ликвидировано. Но приход в2001-м руководителя Украинского союза промышленников и предпринимателейАнатолия Кинаха на пост главы правительства тут же ознаменовался реанимацией ведомства.

Вплоть до своей ликвидации указомпрезидента Януковича от 9 декабря 2010 года Минпромполитики выполнялотри основные функции: управляло госпредприятиями, лоббировалогосподдержку отдельных отраслей (металлургии, авиапрома,кораблестроения) и занималось планированием. Необходимость составленияподобных планов, балансов и программ сегодня, после массовойприватизации, в целом ряде отраслей вызывает большие сомнения. Правда,энергетические и газовые балансы в стране регулярно составляются.

С 2011 года функцию по управлению госпредприятиями выполняло Агентство по управлению госкорпоративными правами во главе с Дмитрием Колесниковым.Оно, в частности, провело ревизию 347 госпредприятий и решило 180 изних ликвидировать, а 63 приватизировать. За собственно промышленнуюполитику теоретически отвечало Министерство экономического развития иторговли.

Возрождение: за и против

Однако 24 декабря минувшего года ВикторЯнукович подписал указ о возобновлении работы Министерства промышленнойполитики. Минпрому, в частности, поручено найти для металлурговприменение металла на внутреннем рынке, в строительстве. Вероятно, речьможет идти речь о социальном жилье, но это уже сфера ответственностидругого министерства — регионального развития, строительства ижилищно-коммунального хозяйства.

Президент упомянул также об обеспечениидоступа металлургов к дешевым кредитным ресурсам. В этом случае на умприходит схема кредитования агропромышленного комплекса, в которойучаствует Минагропрод как распорядитель государственных средств,предназначенных для компенсации кредитных ставок. Очевидно, Минпром тожебудет выступать посредником между государством, банками иметаллургическими предприятиями. Не исключено, что к схеме будетподключен Минфин.

Опрошенные «Экспертом» представителиотраслей придерживаются полярных мнений в отношении реинкарнацииминистерства. Например, директор ООО «Фирма “Проминвест Пластик”» Игорь Карпов считает, что деятельность промышленности никак не зависит от работыМинпромполитики, а часто это ведомство даже вредит, поддерживая одних вущерб другим. Примером служит предпринятая в прошлом году попытканародных депутатов ограничить ввоз импортного поливинилхлорида путемустановления пятипроцентной пошлины. Такой шаг рассматривался в пользуединственного производителя этого сырья в Украине — «Карпатнефтехима».Но переработчики лоббировали отмену нормы: их больше устраивалоамериканское и китайское сырье. Если бы на тот момент Минпромсуществовал, он был бы в центре этого конфликта интересов. «Любоеминистерство занимается перераспределением бюджетных средств. И невсегда это распределение осуществляется в пользу тех, кто нуждается вгосподдержке. Поэтому чем меньше министерств, тем меньшеправительственных ошибок», — утверждает Карпов.

А вот «большие химики» и металлурги — заМинпром. Бывший гендиректор ММК им. Ильича, а ныне заместитель главыпарламентского комитета по вопросам промышленной и инвестиционнойполитики Владимир Бойко считает, что министерствонеобходимо возродить и возложить на него те же функции, которые оновыполняло и ранее — поддержку экспортно ориентированных отраслей.Достаточно вспомнить, как для химиков и метпредприятий Минпромполитикидобивалось отмены целевой надбавки на природный газ, отмены НДС на этотресурс, вело переговоры с Москвой по поставкам отечественных труб (см., например, «Удобрения ушли в трубу»).«Надо развивать потребление металлургической продукции внутри Украины, аименно поддержать судостроение, авиапром с тем, чтобы они большепотребляли отечественного металла», — заявил Бойко «Эксперту».

Химики в лице бизнесмена Дмитрия Фирташа также добиваются реанимации Минпрома в ожидании господдержки титановой отрасли. Управляющий директор Group DF Борис Краснянский считает: «Создание Министерства промышленной политики — это позитивнаяновость при условии, что само министерство не начнет управлятьпредприятиями и отраслями в ”советском“ стиле, а будет заниматьсякачественным регулированием, использовать инструменты, принятые вразвитых странах. Необходимо развивать отрасли, которые, с однойстороны, обеспечивают независимость и экономическую безопасностьУкраины, например, энергетику и нефтепереработку. А с другой — отрасли,имеющие потенциал роста на международных рынках. Таких не так уж много. Иочевидно, что к ним относятся сельхозпереработка, информационныетехнологии, азотная химия, титановая отрасль, металлургия».

Чем должно заниматься ведомство

Эксперты считают, что воссоздаваемоеМинистерство промышленной политики должно не только вытягивать изкризиса металлургов или химиков. Новому министру следуетсконцентрировать свое внимание на том, чтобы готовить требования кпотенциальным претендентам на госактивы. А еще — иметь возможность«нажать» на покупателя, чтобы тот выполнял инвестпрограмму. Для этогобудет нелишним наделить ведомство правом расторгать договорыкупли-продажи объектов в случае невыполнения инвестобязательств посленескольких предупреждений, считает президент Союза химиков, бывшийпервый замминистра промышленной политики Алексей Голубов.«Продажей предприятий, безусловно, должен заниматься Фондгосударственного имущества, но вот определять, какие из них предлагаетсяприватизировать, проводить их предприватизационную подготовку, в томчисле анализировать инвестиционные обязательства, которые должны бытьвыписаны с максимальной пользой для государства, должноМинпромполитики», — уверяет он. Пока эта функция возложена на Фондгосударственного имущества (ФГИ). Голубов в связи с этим вспоминаетгромкую продажу криворожского комбината: «Много разговоров было обудачной продаже “Криворожстали”, а профессионалы-металлурги с 40-летнимстажем утверждают, что сумма, полученная от этой приватизации, примерноравна годовой, максимум полуторагодовой прибыли этого предприятия.Эффективно?» В 2005 году комбинат продали за 4,8 млрд долларов, а ведь«Криворожсталь» приносила ежегодно до трех миллиардов долларов прибыли. Иэто важно, ведь вскоре ФГИ будет продавать Одесский припортовый завод.

Сергей Грищенко уверен, что наМинпромполитики стоит возложить и другие функции. В Евросоюзе, например,существует понятие этапности внедрения экологических иэнергорегулирующих нормативов. Эти понятия должны быть применены и кнашей промышленности, считает эксперт. «Минпромполитики еще в большейстепени, чем органы стандартизации, должно заниматься адаптацией нашихпромышленных стандартов к нормативным документам ЕС и Таможенногосоюза», — подчеркнул Грищенко. Ведь именно с помощью техническихбарьеров украинскую продукцию — от металла до сыра — время от временипытаются вытолкнуть с внешних рынков. По мнению Грищенко, пора бы ужеприступить и к принятию Промышленного кодекса. В этом документе следуетпрописать обязательность вкладывания собственниками предприятий средствна техническое перевооружение и обновление производственных фондов (вбазовых отраслях их износ составляет 60–70%), предусмотреть возможностьгосударственной помощи в этих вопросах. Минпромполитики может какучаствовать в подготовке кодекса, так и следить за его выполнением.

Впрочем, контроль над модернизациейнефтеперерабатывающих мощностей в Украине в свое время практиковалоМинтопэнерго. Представители ведомства выезжали на предприятия, чтобыудостовериться в проведении работ. Но то ли сказалось отсутствиеПромышленного кодекса, то ли инвесторы не слишком боялись профильногоминистра, но сегодня в стране работает один нефтеперерабатывающий заводиз шести, мы потребляем преимущественно импортный бензин, а введениеновых экологических стандартов топлива в Украине успешно переносится изгода в год.

Толика недоумения

Казалось бы, почти все отрасли,изъявившие желание почувствовать руку контроля и поддержки Минпрома,давно живут своей, частной, рыночной жизнью. Те же химики годамидобивались, чтобы чиновники не диктовали им цены на удобрения дляместных селян и не спускали планы по выпуску продукции. А сегоднячастные промышленные империи ищут поддержки столичных чиновников, как вбытность СССР действовали директора заводов и представители местнойвласти. У «Эксперта» после бесед с промышленниками создалось такоевпечатление, что чем крупнее бизнес, тем в бóльшей опеке государства оннуждается — тут и льготы, и субсидии (прямые и косвенные), ипротекционизм на внешних рынках.

Определенная логика в этом есть. Ведького поддерживали США в разгар кризиса 2007–2009 годов? Автомобильныхгигантов, крупные банки, строительные компании. Они, в свою очередь,заказами вытягивали из финансовой ямы металлургов и другихпромышленников. Возможно, наши экспортеры тоже рассчитывают на подобныйсценарий. Наверное, это явление и называется «государственныйкапитализм».

Правда, мелкому и среднему бизнесугосподдержки даже в виде госзаказов не видать (если исключитькоррупционные схемы), а увеличение фискального и административногодавления он чувствует на собственной шкуре. Поэтому в государство неверит.

Переход и лоббизм

Сергей Грищенко, бывшийзаместитель министра промышленной политики, председатель Советадиректоров объединения «Укрцветмет», вице-президент Украинскойассоциации предприятий черной металлургии:

— Украина являетсяиндустриально-аграрной страной, которая сейчас находится на этапепереходной экономики. Пока мы не перейдем к саморегулированию, рольгосударства исключительно велика. Если обратиться к истории последнегодвадцатилетия, то именно Минпромполитики при всех своих недостаткахсмогло обеспечить принятие закона об экономическом эксперименте вгорно-металлургическом комплексе и с его помощью вновь нарастить объемыпроизводства в базовой отрасли после кризиса начала 1990-х годов. Мыинициировали подписание металлургами и химиками меморандумов справительством в разгар кризиса 2008 года, что удержало базовые отраслибуквально на краю пропасти.

На первое место должна выйти функцияМинпромполитики в сфере регулирования. Иными словами, министерстводолжно быть откровенным лоббистом промышленных предприятий Украины.

Если говорить о легкой промышленности,то здесь актуальна борьба с засильем неконтролируемого демпинговогоимпорта. Для металлургов это тоже важно, но более критична защитаинтересов отечественных производителей на внешних рынках, гдереализуется до 80 процентов металлургической продукции. Для химическойотрасли, в которой газ — ничем не заменимое сырье, нужна правильнаяценовая политика в этой сфере. Машиностроителям необходимо получениегосударственного заказа и/или создание условий, при которыхотечественные предприятия получат преимущества в тендерах, еслиоборудование закупается на государственные деньги и госучреждениями.

Предвижу возможные возражения оппонентовсо ссылками на нормы Всемирной торговой организации (ВТО). Но мы этоуже проходили. Например, закон об экономическом эксперименте и вБрюсселе, и в Москве попытались признать «нерыночным». Однако мы смоглиубедить партнеров, что этот закон не противоречит действовавшим в своевремя кодексам ЕС по металлургии, он направлен на структурнуюперестройку отрасли. А что, администрация США задумывалась о каких-тонормах ВТО, организуя, например, модернизацию своего каботажного флота,прямо запретив участие в тендерах иностранных фирм?

И ради урожая

Алексей Голубов, президент Союза химиков Украины:

— На мой взгляд, Министерствопромышленной политики должно иметь функции, направленные на разработку иосуществление государственной политики развития промышленности,учитывая особенности и зависимость секторов экономики при производствеотечественной продукции. К примеру, госпрограмма, инициированнаяпрезидентом, по выходу на урожай зерновых в объеме 80 миллионов тонн вгод, грандиозная, но вполне реальная. Однако при этом у нас отсутствуетпроизводство химических средств защиты растений, на закупку которыхежегодно расходуется до 500 миллионов долларов, а потенциальный рынок вУкраине по этой группе товаров составляет до миллиарда долларов.

Предположим, что в 2013 году будетурожай в размере 80 миллионов тонн. Но сможем ли мы его собрать, не имеясвоего многопрофильного производства сельхозтехники? Даже если соберем,то уж точно не перевезем, поскольку не имеем достаточного паркагрузовых вагонов, в то время как Крюковский вагоноремонтный и Луганскийтепловозостроительный заводы работают в режиме минимальной загрузки.Катастрофически не хватает судов «река — море» для перевозки зерна.

Существует еще одна серьезнейшаяпроблема — отрицательное внешнеторговое сальдо. И кто, как неМинпромполитики, должен анализировать эту ситуацию и подготовитьпрограмму импортозамещения? К примеру, Украина в год потребляет около300 тысяч тонн полиэтилена. Зачем его завозить из-за рубежа, если насеверодонецком «Азоте» уже около 20 лет не работает производствополиэтилена мощностью 240 тысяч тонн в год, а сто тысяч тонн можетпроизводить ООО «Карпатнефтехим», которое, кстати, простаивает из-заневозмещения налога на добавленную стоимость на сумму более 600миллионов гривен.

И таких технологических цепочек, увязкакоторых даст возможность производить продукцию с высокой добавленнойстоимостью, в промышленности предостаточно.

Эксперт-Украина, №4(377), 4 февраля 2013 г.

http://www.expert.ua/articles/7/0/11042/

Кредитные программы